Медицинские проблемы в интимной сфере – предмет, о котором большинству женщин непросто говорить. Даже если проблемы таковы, что они существенно ухудшают качество жизни, пациентки не всегда идут к врачу, хотя адекватное и своевременное лечение помогает справиться с возникшими сложностями. К таким сугубо женским патологиям относится пролапс гениталий – широко распространенное заболевание, которое отмечается почти у половины женщин в возрасте старше 45 лет. О данной патологии, о вариантах и эффективности её лечения мы беседуем с профессором клиники МЕДСИ Олегом Николаевичем Шалаевым.
Олег Николаевич, начать хотелось бы с самого общего вопроса - что такое пролапс гениталий?
Пролапс гениталий, в самом широком значении этого слова, представляет собой разновидность грыжи в области влагалищного входа. Мы знаем, что бывают паховые грыжи, бедренные грыжи, и то же самое может быть у женщин с внутренними половыми органами, когда мочевой пузырь, прямая кишка или матка вместе со стенками влагалища опускаются до влагалищного входа или выпадают за его пределы.
В чем причина этой патологии?
Этиология и патогенез генитальных пролапсов до сих пор не объяснены окончательно. На сегодняшний день многолетние дискуссии об этиологических аспектах и факторах риска пролапса гениталий пока не привели к единому консенсусу. Несомненно, лишь то, что заболевание является полиэтиологичным (многофакторным).
Выделяют несколько наиболее значимых предрасполагающих факторов: травматичные роды, в том числе крупным плодом, осложненные рассечением или разрывом тканей промежности, гормональная недостаточность в постменопаузе, чрезмерные физические нагрузки, подъем тяжестей, длительные запоры и болезни, приводящие к повышению хронического внутрибрюшного давления. Несомненна роль наследственной предрасположенности к развитию данного заболевания.
Пролапс гениталий у «молодых» женщин, нередко без провоцирующих факторов, заставляет исследователей предполагать, что предпосылкой тому служит патология соединительной ткани. В связи с этим широкое распространение получила теория развития пролапса гениталий как проявление дисплазии соединительной ткани, или врожденной слабости соединительной ткани (проявляющаяся также патологией опорно-двигательного аппарата, пороками сердца, наличием грыж различной локализации, варикозным расширение вен нижних конечностей, выраженными множественными аллергическими реакциями и т.д.).
Из-за такого большого количества провоцирующих факторов это заболевание очень широко распространено. Например, в возрастной группе старше 40 лет пролапс имеется примерно у 50% женщин, и с возрастом процент увеличивается. И распространенное мнение о том, что пролапс развивается в старческом возрасте – это глубокое заблуждение. Крайне важно отметить, что заболевание начинается еще в молодом возрас¬те, медленно прогрессируя. А наступление менопаузы лишь усугубляет процесс. У меня есть довольно много пациенток, которым нет еще 35 лет, а им приходится делать довольно сложные операции в связи с этим заболеванием.
Как проявляется эта патология?
Прежде всего, помимо косметических и эстетических проблем, пролапс чреват нарушением функций соседних органов: мочевого пузыря и прямой кишки, что может приводить к появлению многих хронических, сложно поддающихся лечению заболеваний. При преимущественном опущении передней стенки влагалища появляются проблемы с мочеиспусканием (недержание мочи при кашле, чихании, физической нагрузке, частые позывы к мочеиспусканию, чувство неполного опорожнения мочевого пузыря), а при изолированном поражении задней стенки - проблемы со стулом (ощущение неполного опорожнения кишки, необходимость помогать себе в опорожнении кишки через влагалище или непосредственно кишку).
Основным и наиболее распространенным симптомом выпадения стенок влагалища и матки является обнаруживаемое часто самой больной образование, выбухающее из половой щели. Возможно также появление неприятных ощущений при половой жизни, боли в нижних отделах живота. Опущение и выпадение внутренних половых органов характеризуется медленным прогрессированием процесса, хотя может наблюдаться сравнительно быстрое его течение.
А какое возможно лечение? Только ли хирургическое?
Консервативная терапия возможна на начальных стадиях заболевания, а также в качестве профилактических мероприятий, в пред- и послеоперационном лечении. Ортопедические методы – лечение пессариями (влагалищные кольца), распространенное ранее, в настоящее время применяются редко из-за угрозы пролежней, восходящей инфекции, необходимости постоянного врачебного контроля.
Эти методы имеют строго ограниченное применение - только при невозможности выполнения хирургической операции, обусловленной, например, тяжелой соматической патологией или старческим возрастом, а также перед планируемой операцией для улучшения заживления слизистой влагалища.
Общеукрепляющая терапия, полноценное питание, водные процедуры, лечебная гимнастика, изменение условий труда, сегодня могут рассматриваться только как дополнение к хирургическому лечению.
Единственным эффективным методом лечения пролапса гениталий и несостоятельности мышц тазового дна является хирургический. Хирургическое лечение в каждом конкретном случае предусматривает выполнение операции по созданию надежной фиксации стенок влагалища, а также хирургической коррекции имеющихся функциональных нарушений.
В настоящее время вариантов операций существует достаточно много. Существуют сложные операции, они травматичны, но и эффект от них лучше. Есть более простые операции, их легче выполнять, они протекают с меньшим количеством осложнений, но дают больше рецидивов.
Например, одним из современных методов лечения пролапса является протезирование. Протез представляет собой легкую сетку из нерассасывающегося материала, которая вживляется в ткани пациента. Тем самым создается искусственный каркас для органов малого таза, и они удерживаются в нормальном для функционирования положении.
Это операции полостные или они делаются эндоскопически?
Существуют различные хирургические подходы – абдоминальный (разрез на животе), лапароскопический, влагалищный, автоматизированная хирургия (роботехника). При необходимости мы выполняем и полостные операции, и эндоскопические, или лапароскопические. Но 90% операций при пролапсе гениталий мы выполняем через влагалище. Это направление хирургии, когда доступ к органу идет через естественное отверстие организма, аналогично N.O.T.E.S. хирургии в эндоскопии. В случае пролапса подобные операции, во-первых, позволяют использовать спинальную или эпидуральную анестезию, которые не оказывают на пациента такого воздействия, как общий наркоз, позволяя проводить хирургическое лечение пациенткам с сопутствующими заболеваниями, а во-вторых, влагалищная операция не оставляет никаких косметических дефектов. Во время проведения операции пациентки могут общаться с хирургом, следить за этапами операции, если проявляют заинтересованность. У нас были пациентки, которые во время операции слушали музыку и смотрели фильм.
Метод, наверное, менее травматичный?
Да, если операция проходит без осложнений, то через 2-3 дня пациентки уходят домой. Многие из них возвращаются сразу к привычной деятельности, что немаловажно для «бизнес-леди».
Сохраняется ли после операции репродуктивная функция?
Обычно пластические операции по поводу пролапса выполняются пациенткам, которые уже рожали. Если это молодые женщины, то делается все возможное, чтобы они могли впоследствии родить. Чтобы избежать повторного развития пролапса гениталий, мы рекомендуем пациенткам роды путем кесарева сечения. В настоящее время отсутствуют достаточные данные о родах через естественные родовые пути после установки синтетического материала для коррекции пролапса гениталий. Поэтому таким пациенткам мы также рекомендуем родоразрешение оперативным путем.
Различаются ли методики, которые применяются для лечения пролапса гениталий в МЕДСИ, и современные западные технологии?
Нет, в клиниках МЕДСИ применяются все прогрессивные методики, что и за рубежом. Другое дело, что нельзя выделить какую-то одну или две технологии, которые распространены везде: их существует множество. В целом уровень выполнения гинекологических операций в МЕДСИ на сегодняшний день ничуть не ниже, чем у западных клиник, и это подтверждает наш опыт участия в различных международных конгрессах. Ученые из других стран подтверждают квалификацию врачей, оснащенность и работу всех служб клиник МЕДСИ. Техническая оснащенность находится на уровне европейских стандартов.
В чем тогда Вы видите преимущества МЕДСИ?
Прежде всего, в «Медси» есть очень крупные клиники, оснащённые по последнему слову техники. Кроме того, в рамках одной клиники можно проводить сложные предоперационные обследования, выполнять операции и выхаживать больных на самом высоком уровне. Диагностическое обследование пациенток с тазовыми нарушениями необходимо для выбора адекватной, высокотехнологичной, экономичной, но в тоже время, эффективной и единственной операции.
Привлечение смежных специалистов позволяет исключить сопутствующую патологию еще на догоспитальном этапе, а выявленные заболевания корректировать одновременно с гинекологами, тем самым, исключая дополнительный наркоз.
Более того, главным преимуществом клиник МЕДСИ является преемственность амбулаторного и стационарного звеньев для повышения качества обслуживания женщин. Наши пациентки постоянно находятся под наблюдением. Таких возможностей не имеют большинство небольших коммерческих клиник Москвы.
Как Вы оцениваете квалификацию гинекологов МЕДСИ в целом?
Квалификация очень высокая. Врачи постоянно повышают свой уровень знаний. В МЕДСИ проводятся семинары по различным нозологиям, обучение новым диагностическим методам. В клинике МЕДСИ на Белорусской проводятся конференции, в том числе, международного уровня; выполняются научные исследования. Кроме того, в клинике работают профессора и известные деятели науки, которые делятся своим опытом с врачами и своевременно оказывают профессиональную помощь в сложных ситуациях.
Какие перспективы пластической хирургии в гинекологии в МЕДСИ Вы видите? Это востребованное направление?
Очень востребованное. Количество женщин, страдающих пролапсом гениталий, на сегодняшний день остается большим, наблюдается «омоложение» проблемы, ожидается увеличение количества пациенток в будущем. Таким образом, потребность в реконструктивной хирургии высокая. Мы стараемся совершенствовать данную методику с использованием новых материалов для снижения количества повторных пролапсов гениталий. Робототехника, набирающая обороты в различных областях медицины, позволит улучшить результаты лечения пролапса гениталий. Вероятно, в недалеком будущем нам придется работать с искусственно созданными органами, выращенными путем генной инженерии.
Из регионов приезжают в Москву?
Да, приезжают. Хотя во многих регионах сейчас есть свои хорошие возможности для лечения. Мы стараемся передать свой опыт и опыт иностранных коллег нашим врачам. Для этого мы проводим постоянные семинары в условиях клиник МЕДСИ, а также устраиваем выездные конференции во многих областях России.
Если говорить в целом о гинекологии в МЕДСИ, то какие бы Вы выделили приоритеты, что наиболее востребовано?
Я думаю, главная проблема, которой необходимо заниматься, - это бесплодие. Сюда входят и вопросы невынашивания беременности, и ЭКО, и другие.
Если же говорить об оперативной гинекологии, то на сегодняшний день в МЕДСИ мы можем выполнять самые сложные операции, за исключением онкологических, но только потому, что на данный вид деятельности в настоящее время у нас нет лицензии. Хотя технически это возможно.
Высокая частота заболеваемости гинекологическими заболеваниями, требующими оперативного лечения, у пациенток молодого возраста диктует необходимость использования высокотехнологичных малотравматичных и мини-инвазивных операций.