Детские страхи, агрессия и конфликты детей: спрашивают родители

(Что сказал врач?)
(Что сказал врач?)

На ваши вопросы отвечает психолог-дефектолог детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II Юлия Борисовна Жихарева

Детские страхи

1. Дочке год и два месяца. Очень пугается внезапного разговора, если неожиданно что-то сказать, даже и негромко. Подпрыгивает, начинает забиваться куда-нибудь в угол, например. Но не плачет, даже иногда смеётся. Конечно мы стараемся сохранять при ней как можно спокойную обстановку в доме. Стоит ли на это внимание обратить, или пройдёт с возрастом?

Вы поступаете правильно. Старайтесь при этом ещё и постоянно разговаривать с дочкой, рассказывая (показывая), комментируя происходящее и свои действия, не оставляйте надолго одну в манеже, пусть она будет с Вами побольше. Понаблюдайте ещё 1-2 мес., если подобное сохранится, то стоит обратиться к неврологу за консультацией.

2. Сыну 2 года, примерно с годика он очень стал бояться чужих людей, нормально ли это? И когда это проходит?

Реакция маленьких детей на чужих людей сначала в виде плача и крика (до 1,5 лет), потом в виде боязни контактировать сразу с чужими людьми вполне нормальна и закономерна. Помогите сыну научиться присматриваться к людям (возьмите на руки, опишите человека, дайте за ним понаблюдать с "безопасного" расстояния и положения), дайте ребёнку время самому присмотреться и адаптироваться к присутствию чужого (предупредите взрослого о том, что ребёнка первое время стоит как бы "не замечать"), тогда это будет постепенно проходить и годам к 3-4 (в зависимости от индивидуальных качеств ребёнка) такая боязнь пройдёт. НЕЛЬЗЯ делать из этого проблему, ругать и заставлять ребёнка!

3. Моей племяннице 7 лет. Год назад ее сильно покусала собака, причем домашняя, которая сидела на цепи несколько лет и прекрасно ее знала. После этого она панически боится собак любой породы, даже карманных маленьких собачек. Мы решили завести маленького щенка, чтобы она его сама растила и не боялась. Она сама выбрала щенка, кормила его, играла с ним.... Но когда щенок вырос, она к нему даже не приближается, плачет, когда он к ней подбегает, и ему приходится очень часто сидеть в будке. Мы все переживаем за нее. Скажите, как помочь в этой ситуации?

У девочки наблюдается закрепившийся страх собак. С этим можно поработать с психологической точки зрения, если не помогает - нужно проконсультироваться с психиатром.

Работа над страхом заключается в том, что этот страх рисуется ребёнком, а потом "уничтожается". Желательно делать это грамотно, на занятиях с психологом, и, скорее всего, не один раз.

Хорошо поговорить об этом страхе, с участием и сочувствием, но без сильной критики, только с её долей: "Ты, конечно, знаешь, что не все собаки кусаются, но всё равно ПОКА страшно".

Договоритесь с девочкой, как Вы вместе будете "привыкать" к взрослой собаке (заручитесь её согласием): маленькими шагами выполняйте это: подойти на 3 метра, посмотреть, как кормит собаку кто-то, принести для этого еду и т.д.

Почитайте про собак, смотрите фильмы, разговаривайте об этом.

4. Сыну 13 лет. После просмотра триллера "Звонок-2" боится один оставаться уже полгода, спит теперь с нами. Чем помочь?

Полгода - большой срок для простого страха. Очевидно, он стал навязчивым. Стоит сначала сходить к детскому психиатру. Потом провести психологическую работу со страхом: рисовать его и уничтожать (много раз). Будет отлично, если такую работу начнёт профессиональный психолог, а потом продолжите Вы.

5. Моей дочери 9 лет скоро. Она боится всего: страшный фильм, чужой в подъезде - подниматься не будет. Мы никогда не били её. Почему она такая трусливая?

Подобные множественные страхи бывают у детей, выросших в семье с гиперопекой у тревожных родителей. Тогда стоит подумать, как снизить уровень этой опеки, что доверить Кате решать самой, а также понаблюдайте за собой и сами показывайте больше уверенности и позитива в отношении к жизни и опасностям.

Возможно, так проявляется склонность Кати к демонстративности и желанию привлечь к себе внимание. Тогда очень важна Ваша ответная эмоциональная реакция: НЕЛЬЗЯ СИЛЬНО переживать вместе с ней и уделять этому МНОГО внимания. Стоит спокойно прокомментировать ситуацию и указать, что будет дальше (сказать, что происходит: "Да, Катя, тебя напугал этот момент фильма. Но ничего, страшный момент уже прошёл, ты сейчас успокоишься"), можно перевести это в шутку.

6. Девочке 4 года. Боится спать без света. Во сне часто плачет. Посоветуйте, что делать?

3-6 лет - время детских страхов. Они оправданы с точки зрения детей и психологов. Представьте: маленькая девочка спит одна, вдруг просыпается: темно, ничего не видно: "Где Я? Где все?" (подобная дезориентация со сна характерна в этом возрасте). Что делать? Правильно: плакать и кричать, чтобы пришла мама и ласково успокоила, сказала, что всё хорошо, что она рядом, посмотреть: "Точно вокруг всё моё родное" - для этого нужен свет (очень хороши детские ночники - сама с дочкой пользуюсь). Как только ребёнок удостоверится с опытом, что ничего плохого не происходит, его за это не ругают и не наказывают, потребность в ночнике отпадёт сама собой, будет крепкий спокойный сон.

Агрессия и конфликты

1. Дочке 5 лет, ее в садике обижают, а она не дает сдачи тихо плачет в сторонке. Все играют "кучками" по 3, мы новенькие, дошло до того, что обижают, устраивают разборки трое на одну (может больше), воспитательница заставила их всех извиниться, но не надеюсь уже. Как объяснить, что нельзя давать себя в обиду, она почему-то чувствует себя виноватой еще?

Вы, наверное, пришли в группу с дочкой в середине года, когда "кучки" сформировались. Могу предложить несколько вариантов:

- Устройте дома праздник и пригласите на него тех девочек, кого Вы приглядите для своей дочки в подруги (5-6 девочек). В ходе навязанного общения под присмотром взрослых детям легче соблюдать "приличия", а потом это закрепится. Пусть дочка сама выберет, кто ей больше понравился, и тогда приглашайте этих/эту девочку снова для "закрепления" результата. Дети этого возраста ещё довольно ведомые и внушаемые, им проще пока подстраиваться под навязанные условия взрослых.

- Устройте "день рождения/именины" прямо в группе: с небольшим сладким угощением (это несколько подкупит любовь других детей), с вождением хоровода "Каравай" (это будет психологическим приёмом введения и принятия в сообщество - надо договориться с воспитателем).

- Проиграйте с дочкой на куклах сложные ситуации общения с обязательным выходом из них.

2. Сыну 2,5 года, он боится общества детей, в сад не ходим, плюс знакомые дети его обижают. Как со всем этим бороться?

Очевидно, у сына мало опыта общения с детьми, поэтому стоит помочь ему набраться опыта. Начать общение лучше со старших детей 5-7 лет (девочки ещё лучше). Приглашаете к себе в гости знакомых, едете сами, на площадке пристраиваетесь рядом. Даёте время: сын стоит, смотрит, потихоньку начинает контактировать и играть. Общение со сверстниками сейчас лучше не стимулировать - это самый сложный вид общения, сын пока к этому не готов (такая готовность, скорее, появится только после 3-3,5 лет). После общения со старшими детьми, можно попробовать знакомство с маленькими (1-1,5 года). Общее правило: не ждите, что сын сам начнёт отстаивать себя, не давайте обижать его другим детям, защищайте, тем самым, показывая сыну, как это вообще делается.

3. Сыну 5 лет, он очень часто обижается, это его любимая реакция, можно сказать вошло в привычку так реагировать на все. Что делать?

Это, и, правда, с одной стороны привычка, с другой, врождённая склонность к такому типу реагирования. Нужно, во-первых, сломать негативный стереотип (хорошо дать необычную, удивительную для ребёнка реакцию в привычной ситуации, например, рассмеяться). Во-вторых, выработать новый правильный стереотип поведения. Можно использовать для этого метод тайм-аута. Как только подобное случилось, спокойно говорите: "Да, вижу, ты очень недовольна тем, что ...(чем?). Тебе надо успокоиться. Посиди здесь, как успокоишься - придёшь". Кричать и много говорить/убеждать нельзя, иначе не сработает. Отводите (относите спокойно) дочку в какую-то комнату (пусть там будут книги и игрушки, но не телевизор), лишая её зрительного контакта с Вами ("нет зрителей, не перед кем кричать"). Если она сама не может успокоиться, то можно зайти к ней и помочь ей с успокоением, посадив на руки, укачивая, как маленькую, говоря: "Тише, тише, успокаиваемся".

Помните, в ответ нельзя давать бурную эмоциональную реакцию, это закрепляет подобное поведение.

4. Дочке 7 лет в школе замкнута, друзей нет. Дома доводит всю семью. Не слушает никого. Постоянные истерики по любому поводу.

Возможно, у Вашей дочки, таким образом, проявляется дезадаптация к школе. Поговорите с учителями, подумайте вместе с ними, как помочь девочке: решить проблемы с успеваемостью, найти общий язык с одноклассниками, "разобраться" с каким-то мальчишкой и т.п. Если в школе есть психолог, это просто замечательно, он будет Вашим "проводником". Выяснить причину такого поведения дочки Вам поможет метод активного слушания, описанный в книге Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как?"

5. Сын в 1-ом классе. С учебой все в порядке. Но мальчик очень агрессивен, дерется с детьми постоянно. Как с ним быть?

Могу предположить, что дома Вы, скорее всего, используете силовые методы влияния и воспитания. Тогда не удивительно: сын переносит подобный стереотип поведения на сверстников. Откажитесь от этих приёмов, и постепенно сын тоже перестанет драться.

Если я неправа в своём предположении, значит, сын САМ пришёл к этому стереотипу поведения. Почему - надо исследовать на личном приёме у психолога и тогда вырабатывать тактику коррекции.

6. Ребенку 1 год и 10 месяцев. Если что-то делаем не так, как хочет он, начинается рычание и слезы рекой. Как победить рычание и истерику?

Это проявления недовольства, появление которых говорит о том, что развитие личности идёт в нужном направлении: ребёнок начинает понимать и осознавать свои желания, учится добиваться их исполнения и расширяет спектр своих эмоций от самых простых, до более сложных. Спокойно реагируйте на слёзы, говоря: "Да, вижу, как ты расстроился, даже рассердился. Давай, тебе надо успокоиться. Я подожду". И ждите, когда ребенок успокоится, лишив его зрительного контакта с Вами, но иногда, "проведывая" его и комментируя ситуацию (можно помочь успокоиться, если уже сложно самому). Если всё делать правильно и относиться спокойно, постепенно это станет убывать.

разместил(а)  Зорина Валерия


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: