Память нужно заставлять работать. Это лучшее средство ее стимуляции. Существуют различные виды памяти - произвольная, непроизвольная.Прежде всего следует установить, в чем именно подводит нас память. Это по силам каждому. Часто проблема касается запоминания событий обыденной жизни: мы забываем места, лица, мелкие факты, с трудом осваиваем новую информацию. Если нарушения более серьезны, придется обратиться к врачу. Он, вероятно, предложит вам тесты, которые помогут проанализировать состояние вашей памяти.
Как тренировать память? Для начала можно воспользоваться рекомендацией опытного психолога. Существуют специализированные центры, которые ставят целью активизацию не только памяти, но и всего мыслительного потенциала мозга. Здесь тренируют умение сосредоточиться, логическое мышление и т. д. Над памятью можно работать и самому. Те, кому она нужна для профессиональной деятельности, например актеры, которые учат наизусть роли, пользуются разнообразными приемами, облегчающими запоминание (речь идет о произвольной памяти). Такого рода проблемы ежедневно волнуют студентов и учеников, с ними может столкнуться каждый — например, при необходимости сменить профессию, сдать экзамен, освоить новую методику или иностранный язык.
Процесс запоминания можно облегчить, опираясь на несколько основополагающих правил. Вот они.
1. Настройтесь. Прежде чем освоить новые сведения, для них нужно приготовить место. Мозг должен быть ясен и бодр. Хорошенько отдохните. В состоянии тревоги, спешки, переутомления память ухудшается.
2. Максимально сосредоточьтесь. Мы должны выходить навстречу новому, как долгожданному и желанному гостю. Сосредоточенность, играющая при запоминании основную роль, может быть достигнута лишь тогда, когда нам интересно то, что мы должны запомнить. Если вы хотите запомнить — вы запомните.
3. Должным образом приготовьтесь к запоминанию информации. Целесообразно представить ее в «удобоваримой» для вас форме. Материал следует разделить на соответствующие сегменты, отдельные категории. Именно так работают в архивах, чтобы потом быстро найти требуемое. Разумеется, текст, который нужно запомнить, трудно модифицировать, но его можно поделить на смысловые части.
4. Ассоциируйте сообщения. Каждую сложную для запоминания информацию следует мысленно увязать с уже известной, что позволит впоследствии быстрее вспомнить ее. Цифру можно связать с другой, уже знакомой цифрой, фразу или понятие — с уже известным. Очень важен эмоциональный контекст запоминаемой информации. Сведения, ассоциирующиеся с приятным, запоминаются быстрее. Для того, чтобы увязывать запоминаемую информацию с уже известной, нужна определенная фантазия и сноровка. Впрочем, в обыденной жизни мы очень часто делаем это, не задумываясь, автоматически. Нередко одно событие приходит на ум из-за другого.
5. Повторяйте информацию, которую собираетесь запомнить. Это ключ к запоминанию. Повторение реактивирует межнейронную связь, которая «ответственна» за запоминание. Без повторения не обойтись ни актеру, на студенту. Чем сложнее, абстрактнее и отвлеченнее текст, тем труднее его запомнить. Каждый находит свои приемы, помогающие этому. Можно, например, текстовые блоки или группы понятий, трудные для запоминания из-за отсутствия логической связи, увязать с хорошо знакомыми фразами или событиями. Некоторые вещи приходится повторять много раз.
6. Делайте перерывы. Перерывы позволяют мозгу «передохнуть»
во время передышки организуется более прочное запоминание только что изученного.
Перечисленные правила касаются сознательного запоминания новых необходимых сведений, т.е. произвольной памяти. Если речь идет о памяти непроизвольной, то здесь несколько иные подходы.
Плохая память на бытовые мелочи — нечто иное, как рассеянность. Попробуйте сознательно выполнять то, что обычно делаете автоматически — и сразу же забываете, будучи поглощенным более важными делами. Повторение поможет и в этом случае: мысленно повторяйте название, мест, расписание электропоездов, то, что предстоит сделать за день, и увязывайте их с фактами, которые наверняка не забудутся, находите удобные точки отсчета, которые в соответствующий момент помогут вспомнить нужное.
Мелкие мнемонические промахи чаще касаются недавних событий. Обычно мы забываем то, чего не следовало бы забывать, потому что не увязываем события с определенной точкой отсчета. Узелок на носовом платке помогает далеко не всегда, часто, глядя на него, мы долго ломаем голову: ну о чем же он должен был напомнить?!