Кувшинка белая

(Лекарственные растения)
(Лекарственные растения)

По заводям, где от жары и света
У камышей кружится голова,
Кувшинки расцветают каждым летом.
Они зовутся одолень-трава.
Е. Стюарт

Кувшинка белая (лилия водяная, одолень-трава, нимфея) — Nymphaea alba— водное многолетнее растение. Толстое белое ползучее с черными рубцами корневище укореняется в иле. Листья кувшинки темно-зеленые, сердцевидной формы, плавающие на поверхности воды. Цветки одиночные, крупные, до 20 см в диаметре. Лепестки нежно-белые, многочисленные, постепенно переходящие в золотисто-желтые тычинки.

Изучая строение цветка кувшинки, великий немецкий поэт Гёте, который одновременно был увлеченным натуралистом, высказал предположение о том, что элементы цветка — не что иное, как видоизмененные листья. Цветки кувшинки белой имеют интересную биологическую особенность: в ясную погоду они открываются в восьмом часу утра и закрываются в пятом-шестом часу вечера. Плоды овальной формы напоминают небольшой кувшин — отсюда и русское название.

Цветет кувшинка с середины лета и до осени. Встречается в водоемах лесной и степной зоны европейской части России и в Закавказье. Растет в водоемах со стоячей или медленно текущей водой на глубине до 2 м. Корневища содержат дубильные вещества, крахмал, мало изученный алкалоид нимфеин. Корневища в отваренном виде съедобны, окрашивают ткани в черный цвет. Иногда применяются для отпугивания тараканов. Семена могут быть использованы как суррогат кофе.

Родовое название образовано от латинского прилагательного nymphaios (населенный нимфами или посвященный нимфам). Нимфами называли низшие женские божества, олицетворяющие элементы природы. Каждая река, ручей, долина, гора, дерево имели свою нимфу, которые соответственно назывались нереидами, наядами, ореадами, дриадами. В мифах нимфы ведут беззаботную жизнь, принимают участие в пирах богов на Олимпе, любят, ревнуют и страдают. По одному из преданий, в кувшинку превратилась юная красавица Нимфея. Ночью она спала на мягком дне лесного озера, а утром поднималась на поверхность, где умывалась розовой зарей. Обычно людей, подходивших к озеру, она увлекала на дно, где они погибали. Но однажды к озеру подошел юноша. Был он красив, строен и мужествен. Как только наклонился он к поверхности озера, увидела его нимфа и полюбила. Но молодой человек вскоре ушел. То ли не понравилась ему водяная красавица, то ли любил он другую. А Нимфея осталась на поверхности воды и ждала его до тех пор, пока не превратилась в белоснежный прекрасный цветок.

У большинства народов кувшинка была ритуальным растением. В Древнем Египте на фараонов во время восхождения на престол возлагали венок из водяных лилий как символ их божественного происхождения.

В Древней Греции кувшинка считалась символом красоты и красноречия. Молодые девушки плели из кувшинок венки и украшали им невест.

По рассказам Феокрита, молодые гречанки сплели венок из кувшинок для Прекрасной Елены в день ее свадьбы с царем Менелаем. Любили кувшинки и в Древнем Риме, украшая ими статуи богов.

В древнегерманских сказаниях античная легенда о водяной красавице выглядела по-другому. В тихих лесных водоемах среди кувшинок живут водяные нимфы. Днем они укрываются на дне водоемов, а в полночь выходят на берег, водят хороводы и завлекают людей, проходящих мимо озера. И если кто-либо из них вздумает сорвать лилию, ему придется жестоко за это поплатиться. Нимфы хватают этого человека и увлекают на дно темного озера. И если даже ему удастся убежать, все равно он не будет счастлив.

В славянской мифологии нимфы сменяются русалками. Русалки — это бледные, стройные водяные красавицы с распущенными ниже колен волосами. В лунные ночи они выходят на берега рек и озер в венках из водяных растений, садятся на траву, расчесывают свои длинные волосы или водят хороводы. Случайных путников завлекают на дно водоема и губят. Днем русалки превращаются в водяные лилии — кувшинки.

У североамериканских индейцев существовала легенда о том, что прекрасные цветы появились от искр, упавших в воду от распавшихся двух звезд на небе, в которые попала стрела великого индейского вождя.

А в Латвии бытует следующая легенда. Самый красивый и веселый парень в округе Юкум обручился с красавицей Лилией. Все радовались за них, но черт позавидовал их счастью и решил разлучить эту пару. Однажды вечером он подсел к ожидавшему невесту на берегу озера Юкуму и предложил ему проститься с молодостью, но Юкум отказался. Лилия все не шла, и в сердце юноши закралась тревога. Незнакомец предложил прекрасное средство от тоски — вино и Юкум не удержался. С тех пор не однажды, едва у парня появлялись неприятности, на пути попадался ему новый знакомый, и каждый раз Юкум пил все больше, пока однажды его домашние не нашли его лежащим у колоды, где поят лошадей.

Не однажды Лилия упрашивала жениха гнать прочь нового приятеля с бутылкой, но он все чаще к ней прикладывался. Скоро и свадьба, но напрасно Лилия ждала Юкума на берегу озера, он проиграл черту в карты не только все добро, но обручальное кольцо и саму невесту. С таким горем Лилия не смогла справиться: уж лучше погибнуть в пучине озер, чем жить с бражником. Она прыгнула в воду и осталась навсегда на дне озера. Однажды Юкум увидел на воде белый цветок, и ему показалось, что это его невеста Лилия. Водяная лилия, озерная лилия — так называют этот цветок в Латвии.

По итальянскому сказанию, белая водяная лилия — дитя прекрасной Мелинды и безобразного болотного царя. А было это так. В громадном страшном болоте жил царь. Захотел он жениться, но был так безобразен, что ни одна женщина на это по доброй воле не согласилась бы. А он хотел получить в жены непременно красивую девушку. Прослышал болотный царь, что у графини, живущей в замке на берегу его владения, есть дочь, красавица Мелинда, и решил украсть ее. Придумал как это сделать. Вырастил он на болоте желтую водяную кубышку.

Мелинда никогда не видела такого цветка и решила сорвать его. Чтобы дотянуться до цветка, наступила на черный пень, торчавший из воды, пень ожил, схватил ее в объятия и утащил на дно болота. Неутешна была графиня-мать, оплакивала свою дочь день и ночь. И однажды колдун подсказал ей, что делать. Она должна девять вечерних и девять утренних зорь приходить на берег болота и звать свою дочь и, если та еще не стала женой болотного царя, он будет вынужден отпустить Мелинду. Так и сделала несчастная мать. Но когда она пришла в последний раз на берег, то услышала голос дочери: «Поздно мама, я уже стала женой болотного царя и должна буду навек остаться на дне страшного болота. Но я каждый год буду сообщать тебе, что я жива и здорова».

Следующим летом, когда графиня пришла на берег болота, она увидела на его поверхности прекрасный белоснежный цветок. Она долго смотрела на него и, наконец, догадалась, что перед ней ее внучка, дочь ее дочери и болотного царя. Лепестки ее цветов были так же белы, как цвет лица ее дочери, а золотистые тычинки в середине цветка напоминали золотистый цвет волос ее дочери. И с тех пор каждое лето Мелинда покрывала поверхность воды прекрасными цветами, сообщая матери, что она жива и по-прежнему царствует в глубине своего болота.

У русского народа кувшинка известна под именем одолень-травы, корень которого будто бы способен одолевать болезнь и нечистую силу. Породили его сырая земля с живою водой. Потому одинаково она действует и против водяной нечистой силы, и против полевой.

В старинном травнике читаем: «Одолень растет при реках, ростом с локоть, цвет рудожелт, листочки белые. И та трава добра, коли человека окормит и, дав ту траву, скоро пойдет низом и верхом. И корень травы добр от зубной болезни, и пастуху, чтобы стадо не расходилось, или кто тебя любить не станет и хочешь его присушить — дай ясти корень».

Но одновременно считалось, что приносить одолень в дом опасно — может погибнуть домашний скот. Незаменимым считался корень при сборах в путь-дорогу, а особенно по торговым делам. Тогда добытый корень вкладывали в ладанку и носили как амулет, непременно с заговором: «Одолень-трава! Одолень-трава! Одолей ты злых людей, лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке».

В поэтическом переложении этой легенды Е. Стюарт об этой траве пишет так:
Коль в путь собрался от родимой двери,
Добудь их корень ночью у воды,
И он спасет, по древнему поверью,
От лиходея, кривды и беды.
Ничьих наветов в этот час не слушай,
Лишь говори приветные слова
И сбережет твою живую душу
Заветный корень — одолень-трава.
С ним одолеешь все крутые горы, Туманы не пойдут наперерез,
Вглубь не заманят синие озера
И не обманет самый темный лес.
С ним не страшись ни сглазу и ни горя,
Змеи-тоски и вражеской руки.
Носи его у сердца, этот корень,
Порою даже сердцу вопреки.
Найди его, и он во всем поможет —
Так говорит народная молва.
Я этот корень отыскала тоже.
Ты помоги мне, одолень-трава!

В народной медицине применяются цветки и корневища кувшинки белой. Отвар цветков употребляют как слабительное, при желтухе, настой белых лепестков — против бессонницы и при горячке, отвар корневища — при заболеваниях почек, мочевого пузыря и при лечении гнойных ран, им моют голову при выпадении волос.

В научной медицине корневища кувшинки белой используют только в составе сбора Здренко, применяемого при папилломатозе мочевого пузыря и анацидном гастрите.

Вы можете купить лекарственные травы прямо сейчас в Магазинчике для "диких" хозяек.


Коментарии

даник барановичи много чего классного и полезного

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: