Дислексия школьников – неспособность ребенка к обучению основам чтения и письма, которая имеет неврологическую природу. При этом дети демонстрируют достаточно высокие интеллектуальные способности и имеют успех в прочих сферах. Заболевание может развиваться изолированно, но чаще ему сопутствует нарушение письменной речи – дисграфия.
Основные признаки дислексии
Заболевание четко проявляется в младшем школьном возрасте, когда дети полностью погружаются в обучение. У дошкольников дислексия и дисграфия практически не диагностируются, потому что дети лишь начинают осваивать чтение и письмо, поэтому допускают ошибки.
Симптоматика заболевания весьма разнообразна и определяется формой заболевания. Однако выделяют основные признаки болезни:
- Плохие навыки чтения при высоких интеллектуальных способностях.
- Частая усталость, жалобы на головную боль во время чтения.
- Чтение под необычным углом, одним глазом, приближение книги к глазам при отличном зрении.
- Неправильное произношение звуков, подмена слогов.
- Невнимательность, проблемы с осознанием прочитанного текста, неспособность его пересказать.
- Декодирование информации – неправильный перевод букв в звуки.
- Проблемы с почерком и обучением письму (возникновение нестандартных ошибок).
- Трудности с ориентацией в пространстве (определение правой и левой стороны).
Причины возникновения дислексии
Ученые выделяют основные факторы, которые приводят к развитию дислексии:
- Наследственная предрасположенность.
- Перинатальные повреждения головного мозга гипоксического характера (неправильная имплантация плодного яйца, анемия у матери, фетоплацентарная недостаточность, аномалия развития пуповины и прочих).
- Токсические поражения ЦНС при алкогольной и медикаментозной интоксикациях.
- Болезни, перенесенные матерью во время беременности (краснуха, корь, герпес, ветряная оспа, грипп).
- Механические повреждения головного мозга ребенка во время родов.
- Детские инфекции и травмы в постнатальном периоде (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, краснуха, корь, полиомиелит).
- Органические повреждения головного мозга.
- Социальные факторы: дефицит речевого общения, педагогическая запущенность, билингвизм, высокий темп обучения.
Основные виды дислексии
В зависимости от нарушенных механизмов принято выделять следующие типы нарушения чтения:
- Фонематическая форма. Заключается в недоразвитии фонематического восприятия и анализа.
- Семантическая форма. Развивается при несформированном слоговом синтезе, бедности словарного запаса, непонимании синтаксических связей в предложениях.
- Аграмматическая форма. Предполагает недоразвитие грамматического строя речи.
- Мнестическая форма. У ребенка нарушена речевая память, затруднено соотношение буквы и звука.
- Оптическая форма. Развивается при несформированных зрительно-пространственных представлениях.
- Тактильная форма. Диагностируется у слабовидящих вследствие нечеткости тактильного восприятия.
Методы диагностики дислексии
При первых признаках заболевания необходимо провести логопедическое обследование, которое позволит определить степень сформированности устной речи, чтения, письма и неречевых факторов. Специалист должен изучить анамнез жизни и развития ребенка, состояние моторики, артикуляционного аппарата, выяснить успеваемость ребенка по чтению и русскому языку. В рамках диагностики оценивают звукопроизношение, фонематическое развитие, связанность речи, развитие письменной речи, определяют темп и правильность чтения, степень понимания. Логопедическое обследование дополняется консультацией невролога, офтальмолога, проведением ЭЭГ, ЭхоЭГ, офтальмологических тестов.
Лечение дислексии
Коррекция дислексии должна проходить комплексно:
- Индивидуальные занятия по прямому и непрямому обучению чтению.
- Консультация психолога с постоянной диагностикой результатов.
- Диагноз дислексия лечение предполагает также фармакологическое. Ребенку назначают препараты, которые позволяют устранить нарушения работы головного мозга.
Прогноз и профилактика
Заболевание нуждается в целенаправленном лечении, от которого будет зависеть успешность обучения детей, их личностная самооценка, взаимоотношения со сверстниками. Ранняя коррекция позволит добиться высоких результатов, и дислексия у взрослых будет иметь компенсированную форму.
Профилактика заболевания заключается в выполнении специальных упражнений, которые помогут ребенку в раннем возрасте освоить нормы грамотной речи и письма. Важно проводить занятия не в форме специальных уроков, а в качестве интересных развивающих игр. Это поможет научить ребенка мыслить, анализировать и ориентироваться в пространстве.