Что такое дислексия

Дикие Хозяйки

Дислексия школьников – неспособность ребенка к обучению основам чтения и письма, которая имеет неврологическую природу. При этом дети демонстрируют достаточно высокие интеллектуальные способности и имеют успех в прочих сферах. Заболевание может развиваться изолированно, но чаще ему сопутствует нарушение письменной речи – дисграфия.

Основные признаки дислексии

Заболевание четко проявляется в младшем школьном возрасте, когда дети полностью погружаются в обучение. У дошкольников дислексия и дисграфия практически не диагностируются, потому что дети лишь начинают осваивать чтение и письмо, поэтому допускают ошибки.

Симптоматика заболевания весьма разнообразна и определяется формой заболевания. Однако выделяют основные признаки болезни:

- Плохие навыки чтения при высоких интеллектуальных способностях.

- Частая усталость, жалобы на головную боль во время чтения.

- Чтение под необычным углом, одним глазом, приближение книги к глазам при отличном зрении.

- Неправильное произношение звуков, подмена слогов.

- Невнимательность, проблемы с осознанием прочитанного текста, неспособность его пересказать.

- Декодирование информации – неправильный перевод букв в звуки.

- Проблемы с почерком и обучением письму (возникновение нестандартных ошибок).

- Трудности с ориентацией в пространстве (определение правой и левой стороны).

Причины возникновения дислексии

Ученые выделяют основные факторы, которые приводят к развитию дислексии:

- Наследственная предрасположенность.

- Перинатальные повреждения головного мозга гипоксического характера (неправильная имплантация плодного яйца, анемия у матери, фетоплацентарная недостаточность, аномалия развития пуповины и прочих).

- Токсические поражения ЦНС при алкогольной и медикаментозной интоксикациях.

- Болезни, перенесенные матерью во время беременности (краснуха, корь, герпес, ветряная оспа, грипп).

- Механические повреждения головного мозга ребенка во время родов.

- Детские инфекции и травмы в постнатальном периоде (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, краснуха, корь, полиомиелит).

- Органические повреждения головного мозга.

- Социальные факторы: дефицит речевого общения, педагогическая запущенность, билингвизм, высокий темп обучения.

Основные виды дислексии

В зависимости от нарушенных механизмов принято выделять следующие типы нарушения чтения:

- Фонематическая форма. Заключается в недоразвитии фонематического восприятия и анализа.

- Семантическая форма. Развивается при несформированном слоговом синтезе, бедности словарного запаса, непонимании синтаксических связей в предложениях.

- Аграмматическая форма. Предполагает недоразвитие грамматического строя речи.

- Мнестическая форма. У ребенка нарушена речевая память, затруднено соотношение буквы и звука.

- Оптическая форма. Развивается при несформированных зрительно-пространственных представлениях.

- Тактильная форма. Диагностируется у слабовидящих вследствие нечеткости тактильного восприятия.

Методы диагностики дислексии

При первых признаках заболевания необходимо провести логопедическое обследование, которое позволит определить степень сформированности устной речи, чтения, письма и неречевых факторов. Специалист должен изучить анамнез жизни и развития ребенка, состояние моторики, артикуляционного аппарата, выяснить успеваемость ребенка по чтению и русскому языку. В рамках диагностики оценивают звукопроизношение, фонематическое развитие, связанность речи, развитие письменной речи, определяют темп и правильность чтения, степень понимания. Логопедическое обследование дополняется консультацией невролога, офтальмолога, проведением ЭЭГ, ЭхоЭГ, офтальмологических тестов.

Лечение дислексии

Коррекция дислексии должна проходить комплексно:

- Индивидуальные занятия по прямому и непрямому обучению чтению.

- Консультация психолога с постоянной диагностикой результатов.

- Диагноз дислексия лечение предполагает также фармакологическое. Ребенку назначают препараты, которые позволяют устранить нарушения работы головного мозга.

Прогноз и профилактика

Заболевание нуждается в целенаправленном лечении, от которого будет зависеть успешность обучения детей, их личностная самооценка, взаимоотношения со сверстниками. Ранняя коррекция позволит добиться высоких результатов, и дислексия у взрослых будет иметь компенсированную форму.

Профилактика заболевания заключается в выполнении специальных упражнений, которые помогут ребенку в раннем возрасте освоить нормы грамотной речи и письма. Важно проводить занятия не в форме специальных уроков, а в качестве интересных развивающих игр. Это поможет научить ребенка мыслить, анализировать и ориентироваться в пространстве.

разместил(а)  Щербакова Татьяна


Коментарии

Анна Чита У меня была в детстве дислексия. В какой-то легкой форме. Но ничего, выжила. В общем, дислексия - это не приговор на всю жинь

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: